Так уж сложилось, что у нас в стране журналистам традиционно верят. В последнее время, конечно, меньше, но общей тенденции пока не переломить.
Музыкальная журналистика - самая молодая, субъективная и наглая - этим кредитом доверия беспардонно пользуется. Тиражируя рекламные концепции,
услужливо навязанные шустрыми пресс-службами
артистов и компаний звукозаписи (это чаще всего), или выдавая собственные суждения, обычно не подкрепленные ничем, кроме утреннего настроения. Так
появляются статьи о "стремительном взлете певца N" (два месяца жизни на эстраде и заряд купленного эфирного времени) или "головокружительных
гастролях по Америке певицы П." (двухчасовой концерт в душной бруклинской синагоге). Всучивают читателям полное дурево. Рассмотрим, как работает
эта нехитрая схема на примере свежего скандальчика. Скандальчик пустой и гроша выеденного не стоит, поэтому и все механизмы видны отчетливо. Сюжет
такой: певец Шура поссорился с корпорацией "Союз". Шура - само по себе явление занятное. Его сценический псевдоним произносится исключительно с
ударением на последний слог и пишется латиницей - Shura. (А в жизни его зовут Саша - какой пассаж!). Забавный юноша 23 лет от роду, с 13 лет певший в
ресторане, а потом приехавший покорять Москву. В оборот он взял образ экстравагантного гея (не без помощи известного стилиста Алишера), а дебютный
клип пестрит фриками-трансвеститами. Что характерно - ему многое удалось. По крайней мере вещи с первого альбома закрутили до дыр на курортных
дискотеках, а это аргумент посерьезнее лидерства в чартах. Довольно профессиональный европейский саунд, такая же манера пения - в общем, не стыдно
в глаза Ветлицкой посмотреть. Тут начинается собственно интрига. Шура якобы динамит пресс-конференции, не является на съемки клипов и всячески бузит.
И наконец, перед выходом второго альбома требует в срочном порядке вставить в него три новые песни взамен старых. "Союз" хватается за голову - тираж
уже напечатан и ждет выхода в свет, простые задержки, не говоря уже о переиздании альбома, грозят громадными убытками. Певец настаивает, в
результате "Союз" решает альбом вообще не выпускать. Тут на сцене появляются пираты, которые начинают торговать украденной версией альбома ровно в
установленные ранее сроки. "Союз" бледнеет, срочно решает все проблемы с Шурой, печатает новый тираж с измененным составом песен и закатывает
пресс-конференцию, на которой все счастливы и жмут друг другу руки. В этой истории много смешных моментов - прежде всего бойкие пираты, у которых
болванки с союзовскими релизами появляются одновременно с официальными производителями. Но для нас важнее другое - никакого скандала не было.
Была умело проведенная рекламная акция по раскрутке нового альбома начинающего певца. Не было зарезанного тиража, иначе бы его непременно
предъявили. Не было разборок - если стороны обо всем договорились, незачем устраивать пресс-конференции. А на слово "скандал" журналисты слетаются
как мухи. Прием известный и широко используемый. Помнится, в свое время один известный эротический журнал таким образом увеличивал себе тиражи.
Рассылалась информация о том, что девушка-модель из их ведомства подает в суд на известного бизнесмена, поскольку тот слишком активно ее
домогается. На пресс-конференции выясняется, что стороны уже обо всем келейно договорились и друг друга любят. С бизнесменом, естественно, все было
обговорено заранее - ему тоже нужно светиться в прессе. И еще любопытно, как этот псевдоскандал освещает наш брат-журналист. Искренних любителей
дискотечного саунда, помноженного на опыт российской попсы, среди них немного. Шура - фигура не такая заметная, чтобы отслеживать каждый его чих.
Тем не менее моментально начинают появляться материалы, в которых певец предстает либо как несчастная жертва, бросившая вызов бездушной машине
шоу-бизнеса во имя творческой свободы, либо как возомнивший о себе разгильдяй, нарушающий условия контракта и мешающий работать серьезной
компании. Откуда что берется? То, о чем вы подумали - деньги, служит причиной довольно часто. Особенно этим грешат некоторые многотиражные газеты с
уклоном в бульвар. Заказуху определить не так сложно - обычно от превосходных степеней статью зашкаливает. Многократное использование фраз
"малоизвестный, но талантливый", "появление новой звезды", "очередной альбом произвел фурор и стал вехой", а также "открыл новую эру в.". Есть и еще
один признак заказной статьи - информационный повод у нее частенько близится к нулю. Если оказывается, что многостраничная биография героя,
облицованная глянцевой лестью, написана только из-за того, что у него появился новый хит - будьте уверены: вы попали в уголок дурева. Бывает и другой,
не менее клинический случай: журналист-графоман. Ему все равно о чем писать, лишь бы писать. Ради красного словца не пожалеет Ленни Кравица.
Информация - продажная девка, и гораздо важнее выказать свое оригинальное воззрение на предмет. Под откос летят факты, перевираются биография
артистов, - все ради доказательства того, что Леннон был пуделем. Зато своих, зачастую маргинальных, любимцев он раздует в суперзвезд, наречет
гениальными и единственными на планете. Этот вид дурева не так заметен - бывают ведь непризнанные гении, о которых можно и должно писать. Выдают
обычно несоответствие контекстов и как следствие идиотские сентенции. Живой пример - свежий номер некоего интеллектуального журнала. Там, среди
пространных литературоведческих рецензий, притаилась музыкальная рубрика, в которой почему-то освещают новости параноидальной Корпорации
Тяжелого Рока. Пытаясь объяснить, зачем же положили половую тряпку посередь трудов по лингвистике, авторы пишут: "Суперинтеллектуал, врубающийся
в постмодернизм экстремального толка, обязан иметь в своей коллекции сборники "Русские металлические баллады". Да здравствует постмодернизм!
Из всего вышеизложенного один естественный вывод: не верьте всему, о чем пишут. Читайте факты и отбрасывайте дурево.
|